Этапы оформления сделки купли-продажи квартиры
Варианты оформления соглашения
Возможные риски
Преимущества взаимодействия с риелтором
Что стоит проверить до заключения договора
Какие документы нужно собрать
Это сложный процесс, требующий повышенного внимания. Продавцу необходимо проработать последовательность шагов, оценить возможные риски, заблаговременно подготовить документы. Рассмотрим этот порядок действий подробнее.
Этапы оформления сделки
Процедура проходит в три этапа.
1. Заключение договора. Перед этим уточняются все важные условия, от которых зависит порядок и цена отчуждения жилплощади. В предварительном соглашении стороны прописывают дату продажи и сумму сделки. Подтверждается нацеленность сторон подписать договор. Затем продавец подготавливает остальные документы и внимательно составляет основной договор, стремясь не допустить неточностей. Все участники обязаны присутствовать при подписании.
2. Передача недвижимости. Последний шаг – составление передаточного акта в свободной форме. Заверение нотариуса не требуется. Акт:
- означает, что у покупателя нет претензий к состоянию жилья;
- фиксирует факт передачи комплекта ключей и документации;
- содержит информацию о конкретном адресе и состоянии жилплощади, указание даты и подписи участников.
3. Передача денежных средств. Следующий шаг – оплата. Производится после подписания и регистрации всех документов в Росреестре. Используют безналичный расчет, счет в банке или наиболее распространенный и надежный способ – банковскую ячейку.
Варианты оформления соглашения
Проведение сделки купли-продажи квартиры осуществляется одним из 3 основных способов.
Самостоятельно
Продавец сам контролирует все этапы. При этом удается сэкономить средства на услугах нотариуса и следить за процедурой лично. Но для успешного результата необходимо знать множество законов и быть готовым к тому, что процесс затянется и окажется трудоемким.
Через нотариуса
Главное преимущество такого сценария – присутствие юриста. Он отвечает за правильность и законность оформления сделки купли-продажи квартиры. Это полезно, когда покупатель не до конца осведомлен, какие документы следует требовать и как правильно их проверять. Специалист расскажет обо всех тонкостях.
Через риэлтора
За помощью в оформлении можно обратиться к риелтору. Это специалист, который занимается операциями с недвижимостью. При заключении сделки агент:
- помогает найти подходящее жилье;
- организует демонстрацию жилплощади;
- устанавливает и согласует сроки;
- находит нужных специалистов для подготовки сложной сделки;
- сопровождает оплату;
- проверяет документы;
- ведет все расчеты;
- консультирует по сопутствующим вопросам.
Возможные риски
Главная опасность – заключение соглашения с мошенниками. При этом спасти может только судебное разбирательство, но не всегда пострадавшей стороне удается отстоять собственные права. Следовательно, лучше заранее знать о возможных рисках.
- Если суд признает владельца недееспособным, сделка окажется недействительной.
- Прежде чем приступать к проведению сделки купли-продажи квартиры, целесообразно удостовериться, что в покупаемой квартире не прописаны дети младше 18 лет.
- Важно проверить, кто может претендовать на жильё. Если оно было куплено людьми в браке, то после сделки купли-продажи второй супруг может претендовать на часть денег от продажи жилья.
- На жилье могут претендовать другие люди кроме продавца, если он владеет имуществом в качестве наследника.
Преимущества взаимодействия с риелтором
К достоинствам помощи риелтора в оформлении договора относится чувство уверенности и юридической защищенности. А также экономия времени, потому что далеко не каждый обладает достаточным багажом знаний, чтобы не оказаться во власти мошенников.
Риэлтор отвечает за все нюансы подготовки сделки, помогает оформлять документы, проверяя их юридическую силу, сопровождает процесс до конца. Специалист учитывает важнейшие нюансы.
Что стоит проверить до заключения договора
В рамках помощи в оформлении покупки квартиры риэлтор проверяет продавца:
- убеждается в подлинности его паспорта;
- уточняет число собственников;
- если продавец не владеет жильем, у него должна быть действительная доверенность.
Риэлтор должен убедиться, что нет обременения на жилплощадь. Об этом часто умалчивают, т. к. подобную недвижимость проблематично продать.
Агент обязан удостовериться в подлинности следующих документов:
- любое свидетельство права собственности;
- ипотечный договор, если жилье приобретено соответствующим путем;
- справки, показывающие число прописанных граждан.
Какие документы нужно собрать
Во избежание проволочек необходимо подготовить полный список документов. В случае если пакет окажется неполным, процесс может не только затянуться, но и прерваться. Самостоятельно, без помощи профессионала легко запутаться, поэтому целесообразно воспользоваться услугами риэлтора.
Агент проконтролирует наличие следующих документов:
- удостоверения личности – к ним относятся паспорта, а также свидетельства о рождении в случае присутствия лиц младше 14 лет;
- подтверждение права собственности;
- если продавец состоит в браке, нужно соответствующее свидетельство;
- доверенность и документ подтверждения личности продавца, если он не владелец;
- если дольщик или собственник несовершеннолетний, необходимо разрешение от органов опеки;
- кадастровый паспорт из БТИ со сроком не больше 5 лет;
- справка о том, что нет задолженностей за квартиру;
- 3 экземпляра договора купли-продажи;
- выписка из домовой книги со сроком не более 1 месяца;
- выписка ЕГРН;
- в случае смерти супруга хозяина требуется свидетельство;
- справка, подтверждающая дееспособность продавца.
При заключении соглашения стороны сами оговаривают сроки реализации договора. Они бывают разными, но надо помнить о временных ограничениях в государственных органах. В Многофункциональном Центре процесс занимает от 4 до 10 рабочих дней.